Не “Братом” единым: 5 обязательных к просмотру фильмов Алексея Балабанова
“Про уродов и людей” (1998)
Вышедшая как раз между двумя частями “Брата” историческая драма происходит в том же Петербурге, по улицам которого ходил Данила Багров. Разница только во времени. Герои “Про уродов и людей” живут и действуют в декорациях межреволюционной России — между 1907-м и 1914-м годами (война еще не началась) — когда была провозглашена свобода слова и печати, которую некоторые восприняли своеобразно. Например, немец Иоганн (Сергей Маковецкий) открыл фотоателье, в котором делал эротические фотокарточки с обнаженными женщинами. Его прибытием в Петербург за несколько лет до начала основных событий и открывается фильм. В прологе Иоганн — человек с открытым и полным надежд лицом, совсем не похожий на мужчину с омертвевшим взором, которого мы увидим спустя несколько лет (в этом отношении он проходит тот же путь, что и Багров в “Брате”, которого также поглотила недобрая сила города).
Впрочем, “Про уродов и людей” — история многофигурная. Банда Иоганна, состоящая из его подручного Виктора Ивановича (Виктор Сухоруков), обладателя гнусной улыбки и любителя “уродов”, и подневольного фотографа Путилова (Вадим Прохоров), стоит в ее центре и связывает между собой прочих героев. Сестра Иоганна Груня служит в доме инженера Радлова, дочь последнего — Лиза тайно покупает у Виктора Ивановича те самые неприличные фотографии. Со временем и она, и сиамские близнецы Коля и Толя, усыновленные доктором Стасовым, станут добычей Иоганна и “коллекционера” Виктора Ивановича. Выразительное название фильма “Про уродов и людей” может послужить заглавием ко всему творчеству Балабанова, в котором нашлось место и тем, и другим.
“Война” (2001)
Вообще, говоря о творчестве Балабанова, сложно выделить несколько (или хотя бы одну) общую для него черту, принцип или метод. После эстетской, снятой в сепийных оттенках и полной формальных приемов, отсылающих к кинематографу начала XX века драме “Про уродов и людей”, Балабанов снял второго “Брата”, а после него “Войну” — одну из редких попыток российских режиссеров поговорить о войне в Чечне.
Действие фильма происходит спустя почти столетие после того, как Иоганн уплыл на льдине в Финский залив в финале “Про уродов и людей”. На дворе 2001-й год. Юный Ваня Ермаков (дебют в кино Алексея Чадова), томится в плену у чеченского полевого командира Аслана Гугаева (Георгий Гургулия), который использует его познания в технике и английском для связи с миром. Неожиданным спасением для него становится появление еще двух пленников, похищенных Гугаевым — английских актеров Джона (Иэн Келли) и Маргарет (Ингеборга Дапкунайте), приехавших со спектаклем в Грузию. Аслан отпускает Джона, чтобы тот раздобыл деньги для выкупа, а вместе с ним — по необъяснимой причине — и Ваню, который возвращается в родной Тобольск, но не может смириться с мирной жизнью — в его сердце все еще бушует война. Как только Джон просит его помочь передать с трудом собранные деньги Аслану, Ваня соглашается.
“Груз 200” (2007)
Действие еще одного фильма Балабанова происходит на фоне другой войны — Афганской, которая, служит далеким, но выразительным фоном для основных событий, происходящих в вымышленном городе Ленинске и его окрестностях в 1984-м году. Событий страшных и способных смутить даже опытного зрителя. Впрочем, начало фильма ничего подобного как будто не предвещает.
Источник: ru.hellomagazine.com